|
Land Cruiser 100 считается неубиваемым. Так ли это? |
Сразу оговоримся — "сотки" бывают разные. Один и тот же кузов "сотой" серии может скрывать два разных автомобиля. Простой и утилитарный Land Cruiser 105 — глубокая модернизация выпускавшегося с 1990 года Крузера серии 80. Производились "сто пятые" до 2006 года, а под новой "одежкой" у них прячется старое "сердце" и шасси с неразрезным передним мостом. Ho Land Cruiser 105 — птица редкая, в основном живущая у любителей офф-роуда. А большинство российских Крузе-ров — "чистой" серии 100 с шильдиком "VX" на кузове. Пятая дверь у них не из распашных половинок, а разделенная по горизонтали двустворчатая, бамперы — в цвет кузова. И более жесткая рама с энергопоглощающими зонами плюс независимая двухрычажная торсионная передняя подвеска. Разнятся и моторы. Российский "хит" на "сотке" VX — V-образная "восьмерка" объемом 4,7 литра, разработанная специально для нее и ныне перекочевавшая на Land Cruiser 200. Двигатель серии 2U2 очень долговечен, но после 150 тысяч километров под капотом может "рвануть" — это прогорают легкосплавные выпускные коллекторы ($500 каждый), чаще всего — на машинах из Америки. Замена левого коллектора обходится дороже (5600} — приходится демонтировать рулевой вал и регулировать углы установки колес. Б остальном... Даже вискомуфта вентилятора охлаждения ($450) и водяной насос ($200) служат по 200 тысяч километров — впрочем, как и у бензиновой шестерки - на Land Cruiser 105. Этот мотор с кодом 1FZ — универсальный солдат: порой выхаживает - полмиллиона километров и каши не просит - даже не имеющий гидрокомпенсаторов привод клапанов крайне редко требует регулировки. А неприхотливый вихрекамерный шестицилиндровый атмосферный дизель "сто пятых" - с индексом 1HZ, впервые появившийся в 1990 году на Крузере серии 70. и вовсе легендарен. Для него не предел и 700 тысяч километров, а по всеядности он может поспорить с КАМАЗом. Для некоторых рынков выпускалась версия с рядным ТНВД, дефорсированная до 120 л.с, — она может питаться хоть растительным Land Cruiser 100 оснащался более современной модификацией 1HD с четырьмя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и непосредственным впрыском. И соответствующими проблемами: у турбодизелей этой серии выше требования к качеству масла (при замене его требуется 12 литров) и топлива. Электронноуправляемые топливные насосы высокого давления Nippon Denso даже после изменения конструкции 8 2001 году часто -умирают" через 150 тысяч километров. Ремонту они не поддаются, а замена обходится в $5000. Плюс засоряющиеся форсунки и необходимость регулировать клапанные зазоры порой после 40 тысяч километров. Мастер для этого понадобится опытный — каждый рокер, приводимый единственным распредвалом через уравнитель, давит сразу на два клапана. После 200 тысяч километров хитроумный механизм изнашивается — тянуть с ремонтом ($400) не стоит, иначе тяжелых разрушений, вплоть до "оборванных" клапанов и "разбитых" поршней, не избежать. Забыть про замену зубчатого ремня привода механизма газораспределения трудно — напомнит надпись "Т Belt- на экране бортового компьютера. На машинах с рядными дизельными моторами она загорается каждые 120 тысяч километров, а работа потребует часа времени и $140. На V-обрэзных бензиновых -восьмерках это отнимет целый день и обойдется втрое дороже, зато срок службы — 150 тысяч километров. И только на бензиновой шестерке - "вечная" цепь. На "брутальный" Land Cruiser 105 механическая пятиступенчатая коробка передач также перекочевала с "восьмидесятки". На Land Cruiser 100 устанавливали ее модернизированный вариант — у нас такие машины официально не продавались. Надежны обе коробки — переживают минимум два комплекта сцепления, каждого из которых обычно хватает на 200 тысяч километров. До 2002 года и "автоматы- были от Крузера серии 80 — четырехступенчатые, вполне живучие. После они остались только на "сто пятом" для некоторых рынков, а на VX стали устанавливать абсолютно новую - пятиступку — впрочем, не менее добротную. Практически все внедорожники обеих версий — с симметричным постоянным полным приводом с понижающей передачей и принудительной блокировкой межосевого дифференциала (на нижнем ряду трансмиссии дифференциал заблокирован всегда). Предназначенные для стран с жарким климатом машины с подключаемой передней осью для нас — редкая экзотика. После трех зим корродируют силуминовые корпуса механизмов включения межосевой блокировки и "закисает- сливная пробка раздаточной коробки (масло в "раздатке" и мостах нужно менять через 40 тысяч километров). Излишнее усердие при ее откручивании приводит к трещинам в тонком корпусе. Иногда через 50— 70 тысяч километров перегорает исполнительный электромотор блокировки — при этом "центр" останется заблокированным. В обоих случаях дело пахнет немалыми тратами — около $1000. После усиления в 1999 году переднего редуктора -сотки" проблемы с ним канули в Лету — на машинах первых выпусков на бездорожье срезались зубья шестерен главной передачи. Чаще заставляет вспоминать о себе передний мост на Ленд Крузере 105 — после 150 тысяч километров он требует переборки стоимостью минимум $3000. Чтобы карданные валы ($460] обеих версий выдержали 200 тысяч километров, их надо шприцевать при каждом ТО. А большие нештатные колеса раньше срока "прикончат" крестовины (четыре штуки, по $90 каждая) и ступичные подшипники (по $40]. Они тоже любят уход - каждые 50 тысяч километров меняется смазка, причем для регулировки нужен специальный ключ. Владельцам всех Крузеров нельзя забывать и о прочистке сапунов на редукторах мостов, иначе потекут сальники полуосей. Зато о подвеске можно не вспоминать годами. Особенно о зависимой на Ленд Крузере 105 — ломаться там нечему. Не считать же неисправностью износ через 30—40 тысяч километров копеечных втулок стабилизаторов. Амортизаторы (по $130—150 и передние, и задние) без труда выдерживают 150 тысяч километров, а рулевые механизмы "винт — шариковая гайка" и насосы гидроусилителя рулевого управления напоминают о себе после 200 тысяч километров — но и те и другие подлежат переборке. В независимой передней подвеске у Land Cruiser 100 вместе с амортизаторами после 150 тысяч километров приходится обновлять и нижние рычаги (по $300) — из-за износа несъемных шаровых опор. Но если "собирать все ямы", рычаги не продержатся и 70 тысяч километров. Стуками изношенные опоры себя не выдают (их шаровой палец направлен вниз), но их люфт ускоряет износ всей подвески. В рулевом управлении у "чистой сотки" — механизм реечного типа, который нередко изнашивается за 150 тысяч километров. Новая "рейка" стоит $1000, но можно и сэкономить — ремонт старой обойдется вдвое дешевле. Большие неприятности на "сотке" может доставить разве что гидроподвеска с системой регулировки сопротивления амортизаторов TEMS (Toyota Electronically Modulated Suspension) и автоматической регулировкой клиренса АНС (Active Height Control). "Умная" подвеска при выключении двигателя опускается на 50 мм, а после начала движения вновь поднимается до штатного- клиренса 220 мм. При необходимости на первой передаче дорожный просвет автомобиля можно увеличить до 270 мм (но при пробуксовке "автомат" может переключиться на вторую ступень и машина присядет. От сырости через три-четыре года выходят из строя датчики высоты кузова или сгнивает их проводка — машина при этом может "застыть" в непредсказуемом положении. Датчики дороги — их три штуки по $400 каждый, но Кулибины вдыхают в них новую жизнь. Каждые 100 тысяч километров гидроподвеска нуждается в замене специального масла, амортизаторы служат не меньше обычных, но дороже их на $100. При течи подвеска опускается и "дубеет" — электроника отключает гидронасос. Тоже происходит и в случае "кончины" гидроаккумуляторов ($300 каждый из трех). Их может убить не только время и 250-тысячный пробег, но и суровое бездорожье: "сферы", как и датчики положения, расположены уязвимо. Полная ревизия гидроподвески может потребовать больше $2000. но всегда есть возможность перейти на обычные амортизаторы. Благодаря своей неубиваемости Land Cruiser 100 популярен у охранников, которые "висят" на заднем бампере шестилитровых Мерседесов или BMW. Но в таком режиме Land Cruiser работает на пределе — настолько, что за три-четыре года трескается рама и разрушаются подушки крепления кузова. Для реанимации такой машины потребуется пятизначная сумма в долларах. Опознать телохранителей, несложно — как правило, у них нештатные усиленные тормоза, передняя часть "отпескоструена" машиной босса, а в потертом салоне могут быть следы спецаппаратуры. Другая не лучшая покупка - африканские, арабские и другие версии. У них может быть два бензобака и второй контур кондиционера для задней части салона (его дюралевые трубки прогнивают под кузовом через несколько зим) и, как правило, отсутствует "печка". У "южан" довольно слабая краска и нет антикоррозионной защиты, сальники не рассчитаны на холод, слабее стартер и аккумулятор, а многие детали двигателя и системы охлаждения отличаются от "европейских". Но таких машин на вторичном рынке немного — большинство были куплены новыми у дилеров. Больше всего (65%) — бензиновых машин серии VX, которые в трех-пятилетнем возрасте оцениваются от 1 млн 250 тысяч до 2 млн рублей. Крузероа с менее живучими турбодизелями около 15%, но просят за них в среднем на 70 тысяч рублей больше. Land Cruiser 105 последних годов выпуска можно купить за 1 млн 300 тысяч — 1 млн 500 тысяч рублей. Дорого? Да, Land Cruiser дешевеет медленно — по семь-восемь процентов от первоначальной цены в год. Но по части выносливости и безотказности конкурентов у него мало: купив свежую машину в приличном состоянии, ближайшие несколько лет можно тратиться только на топливо, страховку и плановые ТО. Да, совершенно беспроблемным "крузак" не назвать, но средний пробег до появления типичных поломок вдвое, а то и втрое больше, чем у других аналогичных внедорожников. И в этом Land Cruiser сотой серии скорее напоминает грузовик — надежную и профессиональную технику. Сейчас ухоженную ..сотку" на рынке найти несложно — сказался кризис. Этим стоит воспользоваться — пару лет назад продавались только "уезженные" машины. Ведь Land Cruiser покупают всерьез и надолго — и без особых причин стараются из семьи не отпускать. Чего и вам желаем.
|
|
Авторевю 1-2010 |